Вход
21
Февраль
Вторник



Как и многие другие праздники в этой стране, он посвящен прославлению гуру-ринпоче (Guru Rinpoche). Этим почетным титулом — Драгоценный учитель — здесь называют легендарного Падмасамбхава (Padmasambhava), монаха-мистика раннего Средневековья, который когда-то принес в эту страну буддизм. С его именем связывают множество чудес, которыми, по легенде, он доказал превосходство своей религии над местными верованиями. Говорят, что он общался с небожителями и усмирял демонов.

 В течение всех пяти дней жители городов и деревень стекаются по утрам в многочисленные величественные монастыри, где, собственно, и проходит праздник. Совместные молитвы перемежаются лекциями-проповедями, где каждый может задать ламе любой вопрос и он не останется без ответа. Но главное праздничное действо — это танцы монахов в красочных костюмах, изображающих богов, демонов, сверхъестественных существ и животных. “Цечу” — это буддийский закон (дхарма), и театрализованные танцы рассказывают, как гуру-ринпоче устанавливал “Цечу” в Бутане. Монахи не просто танцуют, они “перевоплощаются” в своих персонажей и, находясь в трансе, испытывают “пробуждение к истине”. Не случайно посетившие этот праздник говорят о необыкновенной энергии, исходящей от медитирующих в танце монахов.

 В последний, самый главный, день праздника перед восходом солнца выносят тканое изображение гуру-ринпоче — тундрел. Считается, что тот, кто до рассвета увидел его, испытывает просветление. С первыми лучами солнца тундрел убирают до следующего праздника.

 В отличие от других восточных стран, сделавших свои ритуалы приманкой для иностранцев, бутанские праздники и особенно Паро-цечу не предназначены для туристов. Сейчас, правда, приезжим разрешают участвовать в празднике, но требуют неукоснительно соблюдать ритуалы. В этой горной стране, изолированной от остального мира, все главные события традиционно связаны с монастырскими обрядами: все бутанцы хоть небольшую часть своей жизни должны провести в монастыре. Там они впитывают освященную веками философию буддизма, привыкая к повседневным буддийским ритуалам. В монастырские праздники, ставшие частью жизни всей страны, жизнерадостные бутанцы-миряне привносят яркость и праздничность. Главное в Паро-цечу — атмосфера, которую способны создать и поддерживать только те, кто с детства впитывал здешние верования, традиции и взгляды на жизнь